Появление этой работы Владимира Бортко в межвременьи (2000) было подобно вспышке перед закатом российского кино.
В свете этой агонизирующей красоты открылись искренность, и правда, и безысходность настоящего.
Благородные русские мальчики у Фёдора Михайловича мучаются вопросом, кто
допустил существование зла (фильм "Братья Карамазовы", 1968). Эпоху спустя, после жесточайших войн, уничтожения собственного народа такие же благородные мальчики воюют с бандитами на улицах послевоенной Москвы ("Место встречи изменить нельзя"), потом они, сильные и достойные, на сломе XX-го века поступают в распоряжение бандитов криминальной столицы. Но ставят перед собой те же вопросы - о невинной крови и об эре милосердия. А царство истины будет сиять уже не здесь, земной город погибнет, его нет.
Небесно-прекрасный Петербург пропитан густым бандитским душком. На Невских берегах творятся беззакония.
"Все равно, - бесконечной надеждой согрет,
Я вдали вижу город, которого нет".
Спасает латинская приставка святости, проникнута неземным сиянием работа Игоря Корнелюка и Регины Лисиц ("Город, которого нет").
Об авторе Константинове
Андрей Константинов родился не в Ленинграде, а в Астраханской области. Как и его герой, журналист Андрей Обнорский ("Барон"), закончил Восточный факультет Ленинградского университета. И как Обнорский, работал переводчиком в Южном Йемене, от Министерства Обороны СССР. Получил воинское звание "лейтенант". Служил старшим военным переводчиком на авиабазе и в войсках химической поддержки национальной гвардии Ливии. Уволился из Министерства Обороны, в Петербурге создал криминальный отдел газеты "Смена". В Петербурге работал собственным корреспондентом "Комсомольской правды". В 1996 году создал Службу журналистских расследований. В 1998 году стал директором и главным редактором информационно-аналитического Агентства журналистских расследований.
Его романы о российских мафиози, о петербургской мафии переводятся на языки стран мира. Константинов участвует в интернациональных проектах по борьбе с криминалом.
Проводил курс лекций на факультете журналистики Петербургского Университета - "Методика и практика журналистских расследований". Проводил семинары в Петербурге, в России, в Западной Европе.
19 декабря 1999 года в результате успешно проведенного журналистского
расследования был взят с поличным один из соучастников убийства депутата Законодательного Собрания Виктора Новосёлова.
"Синие страницы" наградили Константинова премией за гражданское мужество и личную позицию в кризисной ситуации.
Имеет медаль "За боевое содружество".
Об авторе Бортко
Владимир Владимирович Бортко родился в Москве, закончил геологоразведочный техникум, служил в армии, работал режиссёром на киностудии имени Александра Довженко. Перешёл на киностудию "Ленфильм". Выпустил "Блондинку за углом" с Андреем Мироновым, хорошую, ныне забытую ленту по пьесе Гектора Мало "Без семьи" (композитор - Владимир Дашкевич, оператор - Эдуард Розовский), а в 1988 году - легендарное "
Собачье сердце" (оператор - Юрий Шайгарданов, композитор - Владимир Дашкевич, текст песен Юлия Кима) с Евгением Евстигнеевым в роли Преображенского.
Затем - "Бандитский Петербург", "Идиот", "Мастер и Маргарита".
Владимир Бортко о "Бандитском Петербурге": "Почему американцы снимают "Однажды в Америке", "Крестный
отец", а мы не можем этого делать? Тем более, мы были первооткрывателями темы".
"Мне было чрезвычайно любопытно и интересно сделать эту картину. К тому же, в "Бандитском Петербурге" мои - только первые две части".
О фильме
Картина Владимира Бортко состоит из двух самостоятельных частей - "Барон" и
"Адвокат".
Барона - криминального авторитета, сохранившего душу в чистоте, - сыграл светлой памяти Кирилл Лавров.
Криминализированного милиционера - светлой памяти Андрей Толубеев.
Мелькнул на экране и рано ушедший из этого мира
Андрей Краско, сын прославленного петербургского мастера сцены Ивана Краско, учителя Леонида Максимова ("Танцор").
Трагическая роль хранительницы Ленинградского Эрмитажа выпала на долю прекрасной Антонины Николаевны Шурановой. И она навсегда покинула Петербург. Символы эпохи - люди Петербурга, артисты Невы.
Проникновенная игра Александра Домогарова и Евгении Крюковой
- на фоне разрухи в кинематографе и в сердцах.
Друзья Обнорского в исполнении Пореченкова, Дятлова, Алексея Девотченко, Андрея Астраханцева. В звучании их голосов нет фальши. Но Призрачный Город поглотил и их.
Дмитрий Певцов: "Сценарий безумно заинтриговал. Признаюсь, играть в кино героя, переживающего целую гамму чувств, мне редко когда удавалось. Но если и были какие-то сомнения, то их развеяло имя режиссера Владимира БОРТКО. Этот человек - суперпрофессионал" /"Теленеделя-Антенна", Екатеринбург, 2000/.
Лев Иванович Борисов ("Антибиотик", зверь) играет в
Московском театре имени Ермоловой, но он - из служителей
ленинградской Мельпомены, как Олег Басилашвили (Прокурор), светлой памяти Станислав Ландграф (Адвокат, серый), Зинаида Шарко, Александра Шуранова с глазами ренуаровской актрисы, Лавров, Вельяминов, Толубеев, Зиганшина, Драпеко, Лисецкий, Олег Борисов, черпающие вдохновение из невского источника, Нового "Петербурга", Небесного Иерусалима, не- зримого для мира коммерции и инноваций.
В кино Лев Борисов участвовал в нашумевших советских и российских фильмах -
"Аттестат зрелости" (1954), "Высота" (1957), "Баллада о солдате" (1959), "Верные сердца" (1959), "Судьба человека" (1959), "Вас ожидает гражданка Никанорова" (1978), "Факты минувшего дня" (1981), "Демидовы" (1983), "Золотая баба" (1986), "Визит к минотавру" (1987), "Закон", "Танк "Клим Ворошилов-2" (1990), "Алиса и букинист" (1992, вместе с Певцовым и Дроздовой), "Мастер и Маргарита" (2005, Владимира Бортко).
"Бандит, он под чужой личиной ходит"
Лев Борисов:
"Есть роли из момента накопления, а есть такие, к которым нужно готовиться. Точные, ударные, но для них требуется время, иногда - вся жизнь. И если зритель не просто считает, а сердцем чувствует правдивость образа Антибиотика, значит, я сыграл его так, как надо".
"Отклоняться от сценария, разумеется, нельзя. Но невозможно и дословно ему следовать. Конечно, я не обращался за консультациями к настоящим криминальным авторитетам, но применил максимум фантазии. Ведь когда играешь такого зловещего персонажа,
окруженного подобранными режиссером Бортко типажами с криминальной наружностью, то его надо играть мягко, строить все на контрасте".
"Антибиотик носит маску, редко распахивает душу, и как он на самом деле думает о том
или ином событии или человеке, остается загадкой".
Настоящие бандиты
Ольга Дроздова (Екатерина Званцева):
"В сериале, помимо актеров, снимались настоящие бандиты. Где их находил
режиссер и как уговаривал на съемки - неизвестно. Рядом с ними психологически было тяжело, да и страшновато".
Интеллигентка
"Но самой сложной для меня оказалась сцена в тюрьме. Я должна была драться со своей соседкой по камере, на роль которой хотели взять опять же настоящую оторву с криминальным прошлым. Не скрою, боялась жутко. Одно дело театральная драка, когда мордобой происходит понарошку, и совсем другое - уличная разборка со всеми вытекающими последствиями... Но та девица не смогла прийти в назначенный час, и в этой сцене решили снимать ассистентку режиссера".
"Милейшая женщина, интеллигентка, нежное, хрупкое создание, намного ниже
меня... В голове не укладывалось, как смогу на нее замахнуться. Кроме того, как раз накануне съемок она где-то поскользнулась и упала, в результате чего на ее лице красовался огромный синяк. Гримировать не надо было!".
"Самая большая проблема заключалась в том, что бедняжку никто никогда не учил отлетать от кулака на мгновение раньше, чтобы избежать натурального фингала. Она и падать-то не умела правильно. Со всей силы грохалась на жесткие нары. Словом, после нескольких дублей я была на грани истерики. Но сцена получилась отлично и очень правдоподобно. У меня на лице был отражен страх за здоровье ассистентки, у нее - ужас от драки и бесконечных падений".
Культурная столица
Ольга Дроздова: "Для меня Петербург - прежде всего культурная столица, город интеллигенции".
Дмитрий Певцов: "В Москве преступлений совершается не меньше. Если говорить о сериале, то в нем, действительно, очень много реальных событий и сюжетных линий, взятых из уголовных
дел" /"Теленеделя-Антенна", Екатеринбург, 2000/.
Перед съёмками в петербургском СИЗО "Кресты" Дроздову провели по всему изолятору. Обстановку для съёмок не переделывали и не приукрашали.
АДВОКАТЫ. ЧЕЛОВЕК ИЗ ПЕТЕРБУРГА
Прообраз обоих адвокатов - реальный человек из Петербурга.
Он закончил юридический факультет Ленинградского Университета, служил в Афганистане, а потом оказывал услуги петербургскому криминалу, носил прозвище "Адвокат". Написал письмо Генеральному Прокурору, в котором сдал всех своих "дружков".
Адвокат. "Белый"
Алексей Серебряков работал с Владимиром Бортко в "Афганском изломе".
Режиссёр лично пригласил актёра в "Бандитский Петербург". Тем более, что здесь играли друзья Серебрякова - Дмитрий Певцов и Ольга Дроздова.
Олег Серебряков: "Я лет пятнадцать с ними дружу. У нас с Димой уже существует понимание на уровне выражения глаз, взгляда. И мне очень хотелось узнать, как такое понимание выразится в кино. Прежде такой возможности у нас не было, а тут "Бандитский Петербург" и подвернулся. Вот мы с Димой и договорились на съемках сопротивляться вдвоем, если что-то не понравится. А дальше - импровизировать".
История. Первая роль Серебрякова в кино - сын Фёдора, старшего брата из
"Вечного зова" (Анатолий Иванов, Владимир Краснопольский, Валерий Усков; 1973-1983). Постановщики решили, что Серебряков похож на Фёдора, то есть актёра Вадима Спиридонова, "мачо" русского кинематографа.
Дружба между ребятами придала драматизма
"Бандитствующему Петербургу".
Город очищается страданием. Его жертвы, свидетели Откровения, валяются на городской площади... Ждут своего зверя. А прозрачный город плывёт над Невой, раздувая паруса кружевных мостов. Его уже нет.
На Смоленском кладбище "Вальтер" закапывает трупы. В
этом могильщике из "Гамлета" мы узнаём Владимира Алексеевича Лисецкого, играющего в Пушкинском театре, "Александринке", персонажей Островского, Чехова, Бальзака, Ибсена и Оскара Уайльда.
Правая рука зверя, "пацан правильный и проверенный", заколотый "чёрным" Адвокатом, Гусь - Леонид Максимов, интеллигент из Музыкального училища Римского-Корсакова, актёр Ленинградского театра музыкальной комедии, из пьес Шекспира, Призрак сэра Джона Кентервиля и Арлекин Александра Блока в Театре "Мимигранты".
Лютый враг Мишаня, убийца родителей Адвоката - ленинградец Владимир
Литвинов, из Ленинградского Театра Комедии Акимова и ТЮЗа Брянцева. Вольный стрелок Стивенсона.
Владимир Литвинов: "Творец всё создал. Мы - проводники
огненной энергии от Него. Она не дает покоя".
Все они вышли из 90-х, переломных. Значительные роли были в "Бандитском", растаяли в туманном городе, меж висячих мостов.
Продажный мент Чернов, впору "коров пасти", убитый Адвокатами - Анатолий
Петров, актёр Ленинградского Ленкома, легендарного БДТ, Молодёжного театра. Успел сыграть Треплёва в "Чайке".
Танцор "Хава нагилы" на трупах, (Давайте радоваться), застрелен на "стрелке" - Александр Большаков, артист Петербургского Театра Комиссаржевской. На сайте театра: "Таких называют крутыми парнями: без суеты, актерской неврастении. Работает густо, но без пота, плавно набирая высоту". Ваал с Котельнича, с кладбища динозавров... Выступал с военным оркестром в воюющем Афганистане, под пулями.
Все они - оттуда, с огневых рубежей Советского Союза,
мальчики 80-х и 90-х. "Заходи, Валдай! Ты - пацан реальный и правильный, афганец, фронтовик, одной крови, одной закваски!".
Милые бандиты, крутые интеллигенты. Город метаморфоз - блистательный, мерцающий Петербург.
Миша Либман, математик, университетский
товарищ Адвокатов, пострадал от рук чеченской группировки, спасён Адвокатом - Сергей Барковский, с отличием закончил философский факультет ЛГУ, в постановках ЛГИТМиК-а был князем Мышкиным, играет в Молодёжном На Фонтанке и во многих других театрах Петербурга. Поставил детский спектакль "Волшебный полёт над Багдадом". Награждён театральными премиями. Горацио в "Гамлете".
Стёпа Марков из кудасовского отдела ОРБ, честный мент, погибший по вине ковбоя Чернова - Алексей Девотченко, дважды лауреат Государственной премии России, артист Александринки, ученик мастерской Льва Додина, тюзовской школы, Театра Сказки на Неве. Нервный Хлестаков Валерия Фокина, идеальный Порфирий Петрович в "Преступлении и наказании", Крейслер, "не жилец" царевич Алексей у Александра Галибина, Сальери и Лопахин.
Состоит в питерском сопротивлении - в партии "Яблоко", "Гражданском фронте".
Стёпа Чокнутый не погиб, он продолжает воевать с бандитами в Петербурге. "Молчание - преступление", по словам Надежды Мандельштам портрета Иосифа Сталина.
Саша Выдрин, спасённый Челищевым в пионерском лагере, убитый при спасении Челищева-Адвоката - Виталий
Пичик из класса Зиновия Яковлевича Корогодского, из фильма о Достоевском.
Юля Воронина, подставившая Челищева, убитая бандитами при спасении Челищева-Адвоката - Юля Михайлова (Шумляева) из Ленинграда, из Ленинградского ТЮЗа. Работала в
Москве - во МХАТе и Гоголевском театре. Вернулась в Петроград. Софья из "Горя от ума", Наташа в "Униженных и оскорбленных", одна из жён Алексея Нилова из "Улиц разбитых фонарей".
Всё в прошлом. "Не надо, Серёженька! Я не хотела, я не знала!". "Ладно, живи пока...".
Лена Красильникова, работник банка, жертва бандитов - Анна Екатерининская из актёрской династии Екатерининских, занята в петербургских спектаклях для маленьких: Фру Лаура из "Пэппи Длинный Чулок", Главная ведьма из "Маленькой Бабы Яги", Мальвина.
Москва - столица
Екатерина Дмитриевна Званцева (Катя) - Ольга Дроздова из московского
"Современника", из "Трёх сестёр" Чехова, Александра Павловна в "Анфисе" Леонида Андреева, Анна Пейдж в "Виндзорских насмешницах" Уильяма Шекспира, фрау Хассе в "Трех товарищах", Каролла в "Крутом маршруте" Евгении Гинзбург, Вайолет в "Предупреждении малым кораблям" Теннесси Уильямса, Лиза Дроздова в "Бесах" Ф.М. Достоевского, из города Находка Приморского края, "из Приморско-Ахтарска".
Сергей Александрович Челищев (Адвокат "чёрный") - Дмитрий Певцов из Москвы, из Театра на Таганге Гамлета-Владимира Высоцкого, Васька Пепел Горького-Эфроса.. Гамлет Глеба Панфилова и Треплёв в "Чайке" Марка Захарова. Фигаро и Гамлет. Кинотрюки исполняет сам. "По прозвищу Зверь", "Бесы". В 1990 году в Глазго становится лауреатом европейского киноприза "Феликс" за исполнение роли Якова Сомова в фильме Глеба Панфилова "Мать".
Владимир Бортко: "Обратите внимание, сериал заканчивается тем, что главный
герой получает пулю в голову. Каким бы обаятельным он ни казался, это - представитель Зла, и, по закону киноискусства, его настигает расплата".
"От себя не уйдёшь, Челищев".
"Адвокат" - апофеоз драмы. Продолжения НЕ следует. Дальнейшее - молчанье... The rest is silence.
good-cinema.ru, авторская статья
09/10/2008 - 26/08/2011
При копировании, пожалуйста, делайте ссылку на нашу страницу.
Город, которого нет
Ночь и тишина, странная навек,
Дождь, а, может быть, падает снег,
Все равно, - бесконечной надеждой согрет,
Я вдали вижу город, которого нет...
Где легко найти страннику приют,
Где, наверняка, помнят и ждут,
День за днем, то теряя, то путая след,
Я иду в этот город, которого нет...
Там для меня горит очаг,
Как вечный знак забытых истин,
Мне до него - последний шаг,
И этот шаг длиннее жизни...
Кто ответит мне, что судьбой дано,
Пусть об этом знать не суждено,
Может быть, за порогом растраченных лет
Я найду этот город, которого нет...
Там для меня горит очаг,
Как вечный знак забытых истин,
Мне до него - последний шаг,
И этот шаг длиннее жизни...
Там для меня горит очаг,
Как вечный знак забытых истин,
Мне до него - последний шаг,
И этот шаг длиннее жизни...
Регина Лисиц, Игорь Корнелюк.