"Мы должны быть ангелы, херувимы и серафимы".
Петр Фоменко
Автор текста: Петр Фоменко, Борис Вахтин. Автор музыки: Вениамин Баснер. Исполнители: Таисия Калинченко, Петр Фоменко
1.
- Сестpа,ты помнишь, как из боя
Меня ты вынесла в санбат?
- Oстались живы мы с тобою
В тот pаз, Товаpищ мой и Бpат!
Припев:
Hа всю оставшуюся жизнь
Hам хватит подвигов и славы,
Победы над вpагом кpовавым
Hа всю оставшуюся жизнь,
Hа всю оставшуюся жизнь...
2.
Гоpели Днепp,Hева и Волга,
Гоpели небо и поля...
Одна беда, одна тpевога,
Одна судьба, одна земля.
Припев:
Hа всю оставшуюся жизнь
Hам хватит гоpя и печали!
Где те, кого мы потеpяли
Hа всю оставшуюся жизнь?
На всю оставшуюся жизнь!
3.
Сестpа и бpат... Взаимной веpой
Мы были сильными вдвойне.
Мы шли к любви и милосеpдью
В немилосеpдной той войне!
Припев:
Hа всю оставшуюся жизнь
Запомним бpатство фpонтовое,
Как завещание святое
Hа всю оставшуюся жизнь...
Hа всю оставшуюся жизнь!
Вера Федоровна Панова (20.03.1905 года [Ростов-на-Дону]- 03.03.1973 года [Ленинград]) в 1944 году ездила в легендарном военно-санитарном поезде ? 312, чтобы написать статью для газеты. Она наблюдала за жизнью военных медработников, забиравших в поезд и здесь же лечивших раненых бойцов. Здесь и начала писать свою повесть о врачах и медсестрах на войне "Спутники". И повесть ее одобрили все фронтовики, потому что она была про правду, и гениально написана.
Легендарный поезд ? 312 сформировал Иван Алексеевич Порохин. Он был человеком из тех, у кого "все горит в руках". К крышам вагонов он приделал ящики с землей, засеял, вырастил лук и свежую зелень для раненых пациентов. Определил особый вагон для кур и свиней! И свежим мясом кормил раненых. Устроил для них баню и душ! Организовал прачечную, сделал устройство для скоростной глажки белья, физиотерапевтический кабинет (используя торф и ванны), построил аппарат для дезинфекции инструментов, нагревания растворов, лечебных грязей, добычи дистиллированной воды. Самое удивительное, что поезд сам себя ремонтировал! Мастер А.Синявин и санитар В.К.Ивонин сами дезинфецировали и красили вагоны, вставляли стекла, потом даже самостоятельно меняли колесные пары и осуществляли сварку. На станциях только пополняли запасы воды. И это во время постоянных бомбежек, в движении, в переполненном тяжелоранеными людьми поезде. Этот поезд на любой станции всегда ставили на первый путь - таким он был красивым и аккуратным. Начальник ВСП-312 С. Даничев, парторг И. Порохин, старшая операционная сестра Л. Разумова, военный фельдшер Ф. Киселева и другие /http://history.rzd.ru/wps/portal/history?STRUCTURE_ID=1278/.
ВСП-312 вышел из Вологды 26 июня 1941 года. Всего за войну совершил несколько сот рейсов от линии фронта в тыл, прошел 250 тысяч километров, эвакуировал тридцать тысяч раненых в боях под Москвой, Ленинградом, Псковом, Тихвином, Минском, в Восточной Пруссии, заслужил всенародное признание. В Красной армии за ним навсегда закрепилось имя: "Поезд милосердия". 6 ноября 1942 года ВСП-312 наградили переходящим Красным знаменем, до самой Победы оно больше ни к кому не переходило. Лично Иосиф Сталин написал телеграмму: "Передайте офицерскому, сержантскому, рядовому и вольнонаемному составу военно-санитарного поезда 312... мой боевой привет и благодарность Красной армии. И. Сталин" (по Николаю Домбковскому, Преображенская площадь, 29 сентября 2006 г., 15).
В самом начале войны Наркомат путей сообщения приказал сформировать 288 военно-санитарных поездов (ВСП). Но к декабрю 1941 года, когда количество раненых стало зашкаливать, пустили 424 санитарных поезда. Начальником одного из таких поездов (ВСП-87) в войну был отец Олега Табакова майор медицинской службы Павел Кондратьевич Табаков. Его поезд вывозил раненых в битве за Сталинград. Если там кто-то выжил. Об этом есть документальный фильм "Дорога к Сталинграду".
Санитарные поезда все время обстреливались с земли и с воздуха. Пути рушились. Наши железнодорожные войска работали слаженно, пути чинили, латали, вводили новые и запасные линии. Шла суровая ВОЕННАЯ РАБОТА. Панова в повести передала "обычные" будни военных медработников фронтового поезда. Фоменко в фильме реализовал именно эту идею. Без лжепатриотизма и отчаяния.
В 1964 году режиссер Искандер Хамраев на "Ленфильме" поставил по сценарию Веры Пановой очень хороший фильм "Поезд милосердия" (исполнители: Павел Луспекаев, Евгений Лебедев, Жанна Прохоренко, Лев Лемке, Владимир Рецептер, Алексей Смирнов и другие). К 1975 году возникла необходимость создать художественный фильм к 30-летию Победы. Но Праздник руководство страны указывало отмечать с оптимизмом, без слез и лишних страданий. Поэту Владимиру Харитонову тоже приказали сочинить песню веселую и радостную. А он прошел Сталинград. И написал: 'Это радость со слезами на глазах'! Помните легендарный фильм Грузинской киностудии "Отец солдата" (Резо Чхеидзе)? Отец (Серго Закариадзе) ищет сына на войне. Война уже заканчивается. Герой находит сына и тут же теряет, потому что его убивают. Помните "оптимистический" конец: несчастный отец шагает в едином ряду наших войск? А может общая победа "скрашивать" скорбь по близкому человеку, нужно ли это?
Лев Соломонович Мархасёв, редактор фильма, вспоминает съемки "На всю оставшуюся жизнь" и Петра Фоменко. ФОМЕНКО поставил СВОЙ фильм о войне. Оператора он просил давать постоянные крупные планы. Сценарий написал сам, вместе с сыном Пановой востоковедом, интеллигентнейшим человеком Борисом Вахтиным /http://magazines.russ.ru/neva/2004/11/ma11.html/. В поезде шла РАБОТА. Вносили и перебинтовывали раненых, делали операции. У каждого раненого - своя история и свой ей ответ. Парализованный Крамин (Гафт) все время восклицает: "Прелестно!". Маргарита Терехова горделиво молчит. Капитан-лейтенант (Жигалов) плачет от отчаяния. Кто-то молодой счастлив. У персонала - свои истории. "О, рыцарь! То была Фаина!". Умница, энциклопедических знаний человек Михаил Данилов играет брюзгу доктора Супругова. У Веры Пановой это, видимо, единственный не совсем положительный герой. Но благодаря Фоменко и товстоноговскому артисту Данилову и Супругов выглядит по-доброму. Он тоже спасает людей. Фоменко пригласил ленинградскую молоденькую певицу со светлым прекрасным голосом Таисию Калинченко на роль Лены Огородниковой, сам сочинил и спел с ней "заглавную" песню (композитор - Вениамин Баснер). За одну эту песню Авторам и Исполнителям нужно повесить медали.
Фоменко всегда очень точно подбирает актеров. Главной удачей "На всю оставшуюся жизнь" стали Аринина, Эрнст Романов и Алексей Эйбоженко. Все театральные актеры.
На роль старшей медсестры Юлии Дмитриевны хотели взять прославленную Лидию Сухаревскую ("Василиса Прекрасная" (1939), "Встреча на Эльбе" (1949), "Бессмертный гарнизон" (1956), "Мальчики" (1958), "Анна Каренина" (1967)). Но Фоменко пригласил Людмилу Аринину, потом снял ее в "Почти смешной истории" с Глузским и Ольгой Антоновой, Аринина стала играть в театре у Фоменко. Актриса очень умная, широчайшего диапазона мастерства. Но с подачи Фоменко ее стали приглашать на роли "несчастливых женщин", а Людмила Михайловна Аринина может играть все, и сейчас это очень востребованная актриса.
Эрнст Иванович Романов (9 апреля 1936) в кино играет очень часто. Но тогда, в 1975-м, он - прежде всего актер Ленинградского театра им. А.С. Пушкина (теперь - Александринский). Эрнсту Романову было 38 лет, а он с чувством, с верой передал жизнь престарелого доктора Белова, у которого в блокадном Ленинграде погибла семья. Откуда в таком молодом актере появилась эта сила, правда воплощения? Память сердца находится внутри человека.
Алексея Борисовича Эйбоженко (06.02.1934 - 26.12.1980) любили все. Тогда он играл в Малом театре в Москве. Дружил с Фоменко. Режиссер именно на таком образе - одновременно чутком и волевом - построил идейную линию фильма - любовь, милосердие (да, "поповское" слово), самоотверженность, сила - а за ними только работа, работа, работа... не смотря на боль и страдания, на личные и всенародные драмы. Эйбоженко играл комиссара, политрука и коммуниста. Но про свои политические убеждения его герой не говорит ни разу. А слова о высоком героизме в исполнении комиссара Эйбоженко не звучат натянуто и глупо-патетически. Не было лишней патетики в романе Веры Пановой. Ее муж Борис Вахтин сгноён властями в Соловках по обвинению в причастности к "ленинградской оппозиции". Сын Пановой Борис Борисович Вахтин принял участие в написании сценария "На всю оставшуюся жизнь". Это стало большой удачей для картины. Бахтин молодым умер от инфаркта - опоздала "Скорая помощь".
В фильме также участвуют прекрасные актеры (более театральные) - Крымов, Заморев, Кира Николаевна Головко, Татьяна Шестакова, прекрасные добрые актеры Георгий Штиль, Нина Ургант, товстоноговский артист чести Григорий Гай. Золотухин поет пронзительные песни в образе контуженного Саши.
После первой экранизации "Спутников" "Поезд милосердия" с Луспекаевым и Лебедевым вторую пускать не хотели. Спасло фильм очень много обстоятельств: мастерская работа Фоменко, отличный сценарий Вахтина, песня, главное - энтузиазм съемочной группы.
good-cinema.ru,
09 мая 1945 - 09 мая 2013
Борис Вахтин "Одна абсолютно счастливая деревня": "Еще далеко не кончилась война, но она уходила на запад, оставляя о себе память на нашей земле и гордость в народном чувстве надолго, на века. За хутором лесным, у дороги - заросший травою холмик - солдатская могила. Женщины, по-своему выражая заботу о ней, поставили на холмике крест из двух березовых ветвей, связанных лубом. Пройдет время, многие, очерствев, будут вспоминать погибших, посещая только знаменитые кладбища, где погребены тысячи и тысячи в одном месте. Только тысячи и тысячи будут будить их чувства. А мы в нашей песне, прощаясь с войной навсегда, потому что уходит она и из нашей песни, освобождая путь любви и жизни, из всех подробностей войны запомним эту могилу за лесным углом". Борис Вахтин "Одна абсолютно счастливая деревня".
На всю оставшуюся жизнь
Нам хватит горя и печали.
Где те, кого мы потеряли
На всю оставшуюся жизнь?
http://magazines.russ.ru/neva/2004/11/ma11.html
Еще из истории:
"После начала Великой Отечественной войны Наркомат путей сообщения, руководствуясь мобилизационным планом, дал указание управлениям железных дорог сформировать 288 военно-санитарных поездов. Считалось, что такого количества будет вполне достаточно, чтобы успешно справиться с эвакуацией раненых из фронтовых районов. Однако расчет на то, что интенсивной эвакуации пострадавших в тыл не потребуется, не оправдался. К декабрю 1941 года пришлось пустить в эксплуатацию 424 санитарных поезда.
Однако первое время санитарный транспорт использовался крайне неэффективно. В июле и первой половине августа 1941 года из Ленинграда в Вологду было доставлено всего 20 063 раненых бойца. Лишь за несколько часов до того, как немцы заняли Чудово, создав непосредственную угрозу последней железнодорожной магистрали с выходом на Вологду, заместитель командующего войсками Северного фронта генерал-лейтенант В. К. Мордвинов подписал приказ "О порядке эвакуации раненых и больных из Ленинграда". В течение трех дней, 19, 20 и 21 августа, предписывалось отправить из города всех раненых, за исключением тех, "которые явно не могут перенести перевозку".
В Череповце и Шексне для приема людей стали срочно переоборудовать под госпитали бараки для заключенных. Артобстрел и атаки с воздуха сопровождали военно-санитарные поезда, наконец-то приступившие к интенсивной эвакуации.
Однако 29 августа станция Мга оказалась в руках немцев. Последним ее миновал ВСП-110, в котором находились 754 раненых бойца. В отчете об этом рейсе записано: "29 августа с 12 часов 30 минут до 21 часа поезд подвергался беспрерывной воздушной бомбардировке. Прямым попаданием бомбы были зажжены два вагона, оба сгорели. Из вагонов извлечены три трупа. Все остальные раненые, находившиеся в вагонах, были спасены. Мужество и самообладание проявили медсестра Тася Останина и проводник вагона Шура Кузнецова. Первая, несмотря на вражеский обстрел, продолжала оказывать помощь раненым, а вторая, пользуясь ручным тормозом, предотвратила катастрофу поезда, когда тот, потеряв управление, шел под уклон".
Героический рейс ВСП-110 поставил последнюю точку в эвакуации раненых и больных воинов из Ленинграда в доблокадный период. В докладе военно-санитарной службы Ленинградского фронта есть следующая запись: "Погруженные ранеными и отправленные в тыл, ВСП-28, 50 и 109 неожиданно вернулись обратно - наступила блокада Ленинграда. Эвакуация в тыл прекратилась, но поступление раненых с фронта по-прежнему продолжало оставаться очень высоким".
Архив ВММ МО
Так, вблизи станции Вирма, севернее Петрозаводска, вывозя бойцов 7-й отдельной армии, нападению с воздуха подвергся ВСП-1014. Медицинские сестры немедленно приступили к защите раненых. Нетранспортабельных укладывали на пол вагонов, укрывали одеялами и матрасами. Младшая медицинская сестра Анастасия Рвач получила тяжелое ранение, но продолжала делать перевязки пострадавшим до тех пор, пока сама не потеряла сознание. Мужественно ликвидировали очаг загорания санитар П. В. Рокотов, старшие медицинские сестры Якубовская, Голышева, Сорокина. Атаку с воздуха отражала пулеметная команда, сформированная из военнообязанных запаса. По Прибытии в Вологду начальник поезда военврач 2 ранга И. А. Новиков доложил: "4 ноября 1941 года на ВСП вновь совершено нападение двух юнкерсов-88. Но ружейно-пулеметным огнем один бомбардировщик был сбит и упал в 8 км от СП, у другого было перебито управление, и, сделав вынужденную посадку в 20-30 км, он вместе с экипажем был взят в плен".
Всего из Ленинграда в Вологду до конца навигации 1942 года было доставлено 90 725 раненых воинов.
В ходе так называемой операции "Искра" санитарные поезда доставили в госпитальную базу РЭП-95 в январе 20 615, в феврале - 44 115 и в марте - 42 526 раненых и больных воинов, принимавших участие в боевых действиях по прорыву вражеского кольца.
Выполняя свой долг, медсестра ВСП-162 Лидия Алексеевна Кознева получила тяжелое ранение в плечо и бедро, сильные ожоги обоих глаз. Из последних сил, буквально истекая кровью, вытащила из горящего вагона пять тяжелораненых бойцов" (В. Б. Конасов. ВОЕННО-САНИТАРНЫЕ ПОЕЗДА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ЭВАКОПУНКТА).
http://www.booksite.ru/fulltext/3vo/log/da/2.htm